По мере взросления в жизни ребенка появляются определенные правила и запреты, которые связаны со словом нельзя. С течением времени запреты меняются, ведь дети растут и то, что раньше было запрещено, становится доступным, поскольку ребенок приобретает умение обращаться с тем или иным предметом, и надобность в запрете отпадает сама собой. На место потерявших актуальность запретов приходят новые, и, накапливаясь, тем или иным образом накладывают отпечаток на всю жизнь ребенка.
Часто родители жалуются, что их дети не понимают запретов и не признают слово «нельзя», что приводит к ссорам, повышению голоса на ребенка и недопониманию. Во избежание подобных ситуаций родителям следует придерживаться определенных правил в воспитании своих детей, ведь, по сути, обилие запретов только мешает полноценному развитию ребенка.
К примеру, постоянное желание удерживать чадо возле себя, сопровождение любых его перемещений может лишить ребенка большой ценности самостоятельного познания окружающего мира, возможности опираться на себя, рисковать, погасить его исследовательский интерес и в итоге затормозить развитие. А дальше все зависит от типа личности и темперамента ребенка.
Сильные духом дети, лидеры по натуре будут протестовать запретам и добиваться своего всеми правдами и неправдами, а более спокойные и послушные смирятся, и в итоге родители получат молчаливого, вечно скучающего и неумеющего себя занять малыша с подавленной личной инициативой. Ну как же быть? Ничего не запрещать своим детям? Не ругать и не наказывать за провинности?
Но ведь им предстоит жить в обществе с определенными правилами и законами и рано или поздно столкнуться с жестокими реалиями нашей жизни, а к этому нужно быть подготовленным. Поэтому запрещать ребенку можно, скорее даже нужно. Дети должны четко осознавать границы дозволенного. Но делать это необходимо осторожно и грамотно. Как же? Давайте обсудим.
1. Запретов не должно быть очень много
Безусловно, запрещать детям необходимо, особенно то, что может причинить вред их жизни и здоровью. Пусть главные «нельзя» будут касаться только тех предметов или действий, которые могут негативно отразиться на состоянии ребенка. Допустим: нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя совать пальцы в розетку, нельзя трогать горячие предметы и т.д. Старайтесь употреблять слово «нельзя» как можно реже. Рекомендуется делать это не чаще 3 раз в день.
2. Частицу НЕ следует исключить из своей речи при общении с ребенком
Давно известно, что дети не воспринимают частицу НЕ. Когда им говоришь: «Не подходи», они слышат «подходи», « не трогай» — «трогай» и т.д. Родителям стоит помнить об этом и научиться заменять фразы с отрицательной частицей НЕ на утвердительные выражения. Поначалу это может показаться трудным, но если ежедневно тренироваться и наблюдать за своей речью, это постепенно войдет в привычку.
3. Сделайте квартиру максимально безопасной для ребенка
Постарайтесь обезопасить окружающее ребенка пространство по максимуму, чтобы он мог передвигаться и познавать мир без постоянных одергиваний, что это трогать нельзя, здесь лазать не положено и т.д. Благо в наше время в продаже имеется большое количество блокирующих и запирающих устройств и приспособлений. Розетки необходимо закрыть заглушками, крупногабаритные и тяжелые вещи отодвинуть подальше, острые предметы, утюг, химию убрать вне зоны досягаемости ребенка.
4. Познакомьте ребенка с запрещенными предметами
Как известно, запретный плод сладок. Чтобы ослабить интерес ребенка к опасным и запрещенным предметам, нужно его с ними познакомить, показать, как они работают. С большой вероятностью интерес к ним со временем угаснет, что позволит исключить часть запретов.
К примеру, если ребенок все время норовит взять в руки вашу горячую кружку с чаем, позвольте ему пару раз потрогать ее, когда чай немного остынет. Моей дочке хватило одного раза, чтобы понять, что горячее – это больно. Теперь, когда я наливаю чай, она сама отодвигается от кружки подальше и грозит пальчиком: ай ай ай, бо-бо.
5. Объясняйте свои запреты и предлагайте альтернативные варианты
Запреты должны присутствовать в жизни ребенка. Но поверьте, их легче будет принять, если вы правильно объясните свой запрет понятным для малыша языком и предложите ему равноценную замену. Постарайтесь донести до своих детей, почему так поступать нехорошо, рассказывайте о возможных негативных последствиях и пытайтесь переключить их внимание на другие предметы или занятия.
Допустим, с ножницами играть опасно, а с чем тогда можно поиграть? Поиграть можно с мячиком, кубиками, куклой, машинкой. Если ребенок лезет на большую горку, объясните ему, что там высоко, предложите походить по ступенькам вверх и вниз на более низкой горке или покатайте малыша на качелях. С помощью данных приемов вы научитесь трактовать свои запреты и договариваться с ребенком.
6. Запрещайте ребенку спокойным и ровным тоном
Тон, которым вы высказываете ребенку свои требования или запрещаете что-либо, должен иметь скорее дружественную окраску, нежели ультимативную и повелительную. Запреты в виде ультиматумов плохо воспринимаются детьми. Лучше заменить фразы «ты должен, обязан, тебе надо» на «давай мы….».
Поначалу это будет довольно трудно, но со временем вы заметите, что от ребенка вполне можно добиться желаемого поведения, не прибегая к крикам, угрозам и тем более рукоприкладству. Опять же, дети всегда берут пример со своих родителей. Если вы будете общаться с малышом спокойно, он будет отвечать вам тем же.
7. Согласуйте запреты и ограничения со всеми членами семьи
Все ограничения и правила, которым вы учите своего ребенка, должны быть четко согласованы со всеми членами вашей семьи, имеющими постоянный контакт и взаимодействие с ребенком. Если что-то запрещает мама, это не должно разрешаться бабушкой или папой, иначе у ребенка возникнет путаница, почему с одним родителем что-то делать можно, а с другим нельзя.
8. Будьте тверды в своих правилах и запретах
Если сегодня вы что-то запрещаете ребенку, а завтра уже разрешаете, он не будет адекватно воспринимать такой запрет. Не допускайте непостоянства в своих действиях. Дети должны научиться понимать, когда взрослые говорят им «нельзя» и прислушиваться. При запрете ваш тон должен звучать решительно и четко, так, чтобы не возникло желания нарушить оговоренные правила.
9. Предоставляйте ребенку право выбора
Детям всегда очень нравится самостоятельность, поэтому, когда ребенок захочет попробовать что-то запретное, предложите ему несколько вариантов на выбор. Это заставит малыша задуматься и понять, что с его мнением считаются. К примеру, если ребенок хочет побегать по лужам, спокойно объясните ему, что делать это можно только в резиновых сапожках.
И предложите два варианта: либо мы идем домой переодевать сапожки, чтобы побегать по лужам, либо продолжаем прогулку в сандалиях и идем кататься с горки. Пусть ребенок сам решит, что он хочет сделать. Существует еще такое понятие, как «мнимый выбор». Допустим, вместо указания надеть брюки на прогулку, ребенка можно просто спросить, какого цвета брюки он хотел бы надеть: красные или синие? Это кажется так просто, но с детками такие приемы работают.
10. Используйте рефрейминг
Для решения проблемы меняйте форму и контекст своих фраз. Вместо «не надо жадничать, с детками надо делиться» можно сказать: «давайте дадим покатать на твоем велосипеде мальчику и сравним, кто из вас катается быстрее». «Не трогай это» заменяете «положи, пожалуйста, на место», «не кричи» — «говори тише», «не выбегай на дорогу» — «возле дороги играть опасно» и т.д.
С детьми более старшего возраста неплохо работают различные сказки и истории. Можно придумать занимательный рассказ, хорошо иллюстрирующий печальные последствия тех или иных запретов и ограничений, используемых вами по отношению к вашим детям. Естественно, не стоит ожидать, что как только вы произнесете ребенку первые «нельзя», он тут же вас поймет и начнет слушаться.
Чтобы ребенок научился реагировать на запреты и ограничения правильно, родителям придется потрудиться и проявить терпение. Важна согласованность действий и контроль над своей речью. Попробуйте использовать эти простые приемы в общении со своими детьми и увидите, что с ними совсем не сложно договориться.