Содержание:
- Причины синдрома дефицита внимания
- Симптомы синдрома дефицита внимания
- Диагностика
- Лечение синдрома дефицита внимания
Проявление синдрома дефицита внимания происходит либо кратковременным сохранением отсутствия целенаправленного внимания, либо его полным отсутствием. Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста составляет 5-10%. Большая часть признаков синдрома дефицита внимания заметна, как правило, до достижения возраста 4 лет и неизменно — до 7 лет, но до тех пор, пока ребенком не будет достигнут средний школьный возраст, ими может не создаваться особых сложностей.
Причины синдрома дефицита внимания
Причинами синдрома дефицита внимания в большинстве случаев является наличие наследственного фактора. Недавними исследованиями было показано, что расстройство вызывается аномалиями в нейромедиаторах (веществах, которыми в головном мозге передаются нервные импульсы).
Симптомы синдрома дефицита внимания
Ребенок, у которого диагностируется дефицит внимания, часто импульсивный и чрезмерно активный. Как правило, дети дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания беспокойны, у них плохое поведение, им сложно взаимодействовать и общаться с окружающими людьми. Симптомами синдрома дефицита внимания у детей старшего возраста являются непоседливость, они говорят без умолку, непрерывно двигают руками, ногами, забывчивы и дезорганизованы, обычно отличаются неагрессивным настроем. Приблизительно у 20% детей отмечается наличие трудностей с обучением и примерно у 90% — неуспеваемость в школе. У 40% детей к периоду полового созревания выявляют тревожность, депрессию и склонность действовать «назло». Примерно у 60% маленьких детей присутствуют такие нарушения, как вспышки гнева. У детей старшего возраста отмечается неустойчивость к жизненным трудностям.
Среди нарушений, появляющихся или сохраняющихся в подростковом периоде и взрослой жизни, отмечаются низкая самооценка, академическая неуспеваемость, тревога, трудности с социальной адаптацией, депрессия. Людям с синдромом дефицита внимания легче приспособиться к работе, чем к учебе и ситуациями, связанными с ней.
Диагностика
В основе диагностики синдрома дефицита внимания заложено количество, частота проявления и тяжесть симптомов. Часто постановка диагноза затруднительна, поскольку в большой мере эта оценка зависит от мнения врача, что является субъективным фактором. Кроме этого, многие симптомы заболевания неспецифичны, и могут присутствовать у ребенка, у которого нет данного расстройства.
Для диагностики используется проведение опроса и внешнего осмотра пациента.
Лечение синдрома дефицита внимания
При лечении синдрома дефицита внимания хорошим эффектом обладает применение психостимулирующих средств. Лекарственная терапия обычно сочетается с терапией поведения, которая проводится детским психологом. Часто есть необходимость в коррекции методов воспитания. Но для не слишком агрессивных детей, которые находятся дома в благоприятной обстановке, лекарственная терапия может быть достаточной. Если проявления заболевания выраженные, то могут быть использованы мезокарб (сиднокарб) в сочетании с перициазином (неулептилом), тиоридазином (сонапаксом). Необходимо применять ноотропы: аминалон, пантогам, фенибут, пиридитол.
Лечение синдрома дефицита внимания подразумевает сочетание лекарственной терапии и систематических лечебно-педагогических мероприятий.
Кроме этого, устранению синдрома дефицита внимания способствует внимание родителей, общение с друзьями. Для детей очень полезны ролевые игры, для организации которых можно приобрести специальные наборы для игры в магазин, больницу и т.п. или кукольный театр. Нужно стараться проигрывать с малышом разные ситуации, которыми в жизни у него вызываются психологические трудности. Благодаря таким играм ребенок научится правильно реагировать на подобные ситуации в жизни. В случае если диагноз установлен у школьника, необходимо приложить все усилия для того, чтобы ежедневные занятия учебой стали для него максимально облегченными. Письменный стол следует освободить от посторонних предметов, которые могут отвлекать ребенка от выполнения домашних заданий. Во время выполнения уроков нужно стараться чаще устраивать перерывы, чтобы ребенок смог не только отдохнуть, но и переключить внимание. Во время переменки полезно сделать зарядку, снять напряжение. Гиперактивному ребенку важна организация строгого распорядка дня. Расписание лучше составить на листе бумаги, который потом вместе с ребенком можно украсить и повесить на стенку. Благодаря этому будет дисциплинирован не только ребенок, но и родители. Важно также понимание того, что эмоциональное состояние родителей оказывает очень сильное влияние на ребенка, поэтому необходимо самим сохранять спокойствие. И, конечно же, родители должны дарить ребенку любовь. Малышу важно чувствовать, что его любят, поэтому следует показывать это как можно чаще, проводя вместе время. Нужно обнимать ребенка, для детей с синдромом дефицита внимания важен тактильный контакт.
Специально для luxmama.ru Васильева Ирина