Содержание:
Под синдромом Аспергера понимается состояние, иногда именующееся высокофункциональным аутизмом. Пациенты с обычным детским аутизмом минимально продуктивно контактируют с окружающими людьми или вовсе не контактируют. У людей с синдромом Аспергера в определенной степени сохраняется способность к социализации. Предположительной причиной развития синдрома Аспергера является наличие наследственной предрасположенности в сочетании с токсическими агентами и биологическими веществами, оказывающими влияние на ребенка при внутриутробном развитии. Рассмотрим симптомы и лечение синдрома Аспергера.
Причины синдрома Аспергера
Особенности наследования синдрома Аспергера на сегодняшний день недостаточно изучены. Неизвестны этиология и патогенез заболевания. В некоторых случаях заболевание предположительно является смягчённым вариантом детского аутизма. Не установлено специфического морфологического субстрата. Известно, что нередко у больных с синдромом Аспергера отмечается развитие обсессивно-компульсивных и биполярных аффективных расстройств.
Причины развития синдрома Аспергера похожи с причинами возникновения всех заболеваний, относящихся к аутистическому спектру. К основным причинам синдрома Аспергера относится сочетание генетических и биологических факторов. Кроме этого, развитие синдрома Аспергера у детей возможно под воздействием токсических веществ, оказывающих влияние на развитие плода, происходящее в первые месяцы беременности. К факторам риска возникновения болезни относят половую принадлежность – у мальчиков диагноз устанавливается чаще, чем у девочек. Фактором риска также может быть семейный анамнез расстройств, принадлежащих к категории аутистического спектра.
Симптомы синдрома Аспергера
У людей с синдромом Аспергера возникают проблемы с общением, взаимодействием и воображением. К ним применяется термин социальная “триада нарушений”. Симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться с 2-3-х летнего возраста, они могут быть умеренные или тяжелые. К основным симптомам синдрома Аспергера относят:
- возникновение сложностей с поиском друзей;
- возникновение проблем в общении с другими людьми;
- появление озабоченности собственным миром;
- отсутствие понимания чувств других людей;
- отсутствие чувствительности к эмоциям;
- повторение конкретных действий;
- невозможность разделения интересов и достижений с другими людьми;
- эмоциональные и социальные реакции не соответствуют ситуации;
- наличие ограниченных интересов;
- развитие однотипного мышления;
- возникновение психологических проблем при изменении режима или графика;
- наличие высокого интереса к нескольким темам;
- неоднократное повторение слов и фраз;
- наличие ограниченных языковых навыков;
- развитие хорошей механической памяти с одновременным отсутствием восприятия информации;
- концентрированность на мелочах;
- возникновение сложности с абстрактными фантазиями и мышлением;
- наличие плохого зрительного контакта;
- возникновение сложностей с невербальной коммуникацией;
- неуклюжесть движений;
- наличие способности читать без понимания слов;
- развитие плохой координации;
- наличие колебания рук;
- наличие небольшого количества эмоций;
- наличие одержимого желания завершения любых начатых задач;
- отсутствие восприятия критики.
Лечение синдрома Аспергера
В настоящее время лечение синдрома Аспергера невозможно, поскольку от данной патологии нет специальных лекарств и методик терапии. При лечении контролируются симптомы заболевания для того, чтобы улучшить социальные навыки пациента. Лечение синдрома Аспергера включает в себя прием:
- психотропных препаратов;
- стимуляторов;
- лекарственных средств для того, чтобы контролировать приступы;
- нейролептиков, к примеру, рисперидона.
- селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, к примеру, сертралина, циталопрама, пароксетина и флуоксетина.
Кроме этого, в основе лечения лежит проведение поведенческой терапии, которая способствует развитию у ребенка социальных навыков.
В семье уход за малышом с синдромом Аспергера в некоторых случаях бывает очень напряженным. Благодаря консультантам, родители учатся управлению поведением ребенка:
- к примеру, можно записать любимые телевизионные передачи, чтобы просматривать их в дальнейшем;
- установка ограничений по количеству времени, которое может быть затрачено ребенком на единственную, одержимую активность;
- при общении должны использоваться точные слова;
- избегание использования оборотов речи;
- толкование с раннего возраста, что представляет собой приемлемое поведение в частных и государственных местах.
- не должно быть каких-либо угроз ребенку, не давать ему пустых обещаний;
- хвала за достижения, в особенности, за развитие социальных навыков.