Содержание:
Синдром Аспергера относится к одной из форм аутизма, которая выражается в том, что у ребенка ярко выражен дефицит социального общения и взаимодействия. Для него характерны ограниченные интересы и однотипные действия. Синдром Аспергера часто диагностируют у детей младшего школьного возраста. Синдром Аспергера является дисфункцией, которая сказывается на восприятии человеком мира, отношении к другим людям и обработке информации. Симптомы синдрома Аспергера визуально незаметны.
Симптомы синдрома Аспергера
В качестве основного симптома, указывающего на наличие на нарушения, выступает возникновение значительных трудностей в установлении социального контакта. У ребенка заболевание может быть в мягкой или тяжелой форме, может присутствовать один или несколько признаков. Выделяется множество симптомов синдрома Аспергера, в связи с чем ни один пациент не похож на другого. Проанализируем социальную “триаду нарушений”
Коммуникация:
- возникновение сложностей в понимании жестов, выражении лица, тона голоса;
- развитие трудностей при подборе темы для разговора;
- отсутствие умения начать и окончить разговор;
- употребление сложных слов и фраз, но отсутствие их понимания;
- отсутствие понимания анекдотов, шуток, метафор и сарказмов.
Сотрудничество:
- возникновение трудностей в поддержании дружеских отношений;
- отсутствие понимания неписанных норм;
- наличие замкнутости и кажущегося безразличия, равнодушия и отчуждения;
- развитие некорректного поведения.
Социальное воображение:
- наличие очень богатого и разнообразного воображения, но в представлении результатов будущих действий возникновение трудностей;
- отсутствие понимания точки зрения других людей;
- возникновение трудностей в интерпретации чувств, мыслей, действий других людей;
- наличие трудностей в актерских играх, но они находятся в предпочтении по сравнению с логическими играми.
К другим признакам синдрома Аспергера относятся:
- наличие сильной тревоги, беспокойства, растерянности при общении;
- проявление любви к определенному порядку;
- возникновение сильной одержимой увлеченности хобби или занятием;
- наличие сенсорных нарушений в одном из анализаторов или в комплексе (слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния);
- развитие неестественной речи.
Ребенок не реагирует на социальные сигналы, испытывается недостаток во врожденных навыках общения. Например, отмечается неспособность расшифровки языка тела, разговора в компании других детей по очереди. Может испытываться неприязнь как реакция на любые изменения в привычном для них ритме жизни. Ребенок не проявляет сопереживания и сочувствия, он не способен к определению едва уловимой разницы в тоне голоса, расставляемых акцентах и настроении, которыми в совокупности изменяется смысл произнесенной фразы. Ребенком может выказываться повышенная чувствительность к особенностям текстуры предметов, яркому свету, громким звукам, сильным запахам.
Особенности проявления синдрома Аспергера
К особенностям проявления синдрома Аспергера следует отнести то, что у ребенка с момента рождения и до достижении им трехлетнего возраста признаки аутизма отсутствуют, а по мере взросления начинается возникновение проблем, связанных с взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает монотонно и ослаблено говорить, ведет себя обособленно, имеет узкий круг интересов. Отмечается кратковременное активное внимание, застывшая мимика, опустошенный взгляд, тихий, но резкий голос. Дети сильно привязаны к дому, но при этом к родным ребенок не привязан. Для поведения ребенка становится характерны импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживают возникновение склонности к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих людей. Как правило, логическое мышление хорошо развитое, очень неравномерные знания. Отмечается неустойчивость пассивного и активного внимания. Отсутствует значительная задержка в когнитивном и речевом формировании.
Если присмотреться к внешнему виду, то возможно обнаружение отрешенного «красивого» выражения лица, застывшей мимики, взгляда, направленного в пустоту, на лице отмечается возникновение мимолетной фиксации. Иногда взгляд направлен «внутрь себя». В движениях обнаруживается неритмичность, стереотипность, угловатая моторика.