Большинство родителей обеспокоены вопросом, когда и как раскрывать и развивать детские способности. Заголовками по данной теме пестреют журналы и различные Интернет-ресурсы. Как никогда широк ассортимент всевозможных развивающих программ. На выбор родителей предлагается огромное количество кружков, занятий, секций.
Многие родители в силу своей занятости и усталости предпочитают поручить воспитание и образование малыша другим людям, более опытным и компетентным. Главное, чтобы посещал кружки, ходил на занятия, а там пусть и развивают его способности. Но мало кто из взрослых задумывается о том, как не лишить ребенка этих способностей?
Основы его творчества закладываются в семье задолго до того, как им займутся специалисты. Именно благодаря родителям ребенок может реализовать свои возможности, раскрыть себя и стать талантливым человеком. Неправильное же отношение может погубить творческие способности в самом начале, и тогда талант будет «зарыт в землю».
Что представляет собой детское творчество
Под творчеством вообще понимается деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, что может потом войти в историю искусства, науки и т.д. Разумеется, творчество ребенка-дошкольника не вполне подходит под это определение, т.к. обычно не представляет ценность для общества.
Творческие проявления присущи каждому ребенку, а его ежедневные достижения важны, в первую очередь, для него самого, для развития и становления его личности. Причем проявляться творчество может во всех видах детской деятельности, будь то лепка, рисование, придумывание сказки или просто игра. Творчество для дошкольника – это, скорее, способ познания мира.
Красивая и аккуратно выполненная по заданию педагога работа не всегда является творческим продуктом (это может быть просто повторение образца). А, на первый взгляд, неказистый рисунок может значить для развития ребенка гораздо больше. Творческий продукт ребенок создает по собственной инициативе, делает это с желанием, в процессе придумывая что-то новое. В конечном результате может получиться не то, что было задумано, а нечто непредсказуемое.
К примеру, девочка 4-х лет катает шарик из пластилина (вроде бы повторяет и закрепляет действие взрослого). Вдруг под руку попадается гофрированный картон, и она тут же катает по нему (открывает для себя – какой же интересный получился шарик!). А дальше из таких шариков вдруг появляется причудливая гусеница – вот оно творческое открытие малышки!
Цепочкой таких открытий и начинается творческий путь ребенка. Безусловно, овладение приемами и техникой исполнения также необходимо в любом виде творческой деятельности. Но оно не является главной целью, а лишь совершенствует способы выражения творческого замысла.
Когда нужно развивать творчество у ребенка
До рождения
Огромное значение имеет сама подготовка к беременности, здоровье будущей мамы, атмосфера беременности, сам процесс родов. Отношение к миру, умение видеть красоту вокруг закладывается задолго до рождения малыша.
От 0 до 6 месяцев
В это период ребенку необходимы: уход, защита, питание, любовь. И если родители готовы заботиться о малыше с радостью, он окружен истинной любовью и заботой, то у него появляется доверие к миру и желание познавать его.
От 7 месяцев до 1,5 лет
У малыша формируется способность к познанию. Ему необходимо играть, пробовать, чувствовать, узнавать. Очень важно поддержать и сохранить стремление к познанию и любознательность – это основа развития творческих способностей (да и успешного обучения в дальнейшем).
От 1,5 до 3 лет
Происходит рост и отделение ребенка от родителей – процесс трудный, но необходимый. Основные задачи – поддержать формирующуюся самостоятельность («я сам!) и одновременно установить границы дозволенного (формируются понятия «можно» и «нельзя»).
От 4 до 6 лет
Самый активный период определения склонностей и способностей ребенка. Родителям важно – ненавязчиво предлагать различные виды деятельности, внимательно наблюдая за тем, что нравится ребенку. Основная задача – помочь проявить ребенку его индивидуальность, а не «лепить» по замыслу родителей или согласно «модным течениям».
От 7 до 12 лет
Продолжается активный поиск интересов и «обретение себя» в мире. Для раскрытия и развития способностей или таланта необходим опытный наставник. Также важна поддержка со стороны родителей.
От 12 до 18 лет
Период постепенного отделения от родителей и самостоятельного «творческого роста». Поддержка родителей, хотя и видоизменяется, все же крайне необходима.
Способный или талантливый
Способности ребенка определяются его склонностью (влечением, интересом) к какому-либо виду деятельности. Важным атрибутом способностей являются задатки — физиологические особенности мозга, позволяющие эту деятельность успешно осуществлять (как, например, музыкальный слух и т.п.).
Соответственно, способности есть у каждого ребенка, только они могут быть выражены в разной степени. И не всегда их легко можно выявить. Одаренность – такое сочетание способностей, которое позволяет ребенку, к примеру, хорошо танцевать или петь, и достичь в этом более высоких, по сравнению с другими детьми, результатов.
Современная концепция одаренности не выделяет отдельно творческие способности (или творческую одаренность), поскольку проявляются они в любом виде деятельности: практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, духовно-ценностной.
Одаренность актуальная проявляется ярко (успехи его заметно отличаются от успехов других детей и имеют общественную значимость), тогда можно говорить, что ребенок талантлив. Но талантливые дети встречаются довольно редко. А вот детей, обладающих творческим потенциалом, т.е. имеющих возможности для достижения успеха, гораздо больше.
Если малыш в 3-4 года проявляет огромное желание получать все новую и новую информацию, если он пытлив и настойчив, и опережает сверстников по общему уровню своего развития, если он стремится к творчеству в игре и в других видах деятельности, то можно говорить о потенциальной одаренности. Только эта одаренность может проявиться при благоприятных условиях. Вот именно на этом вопросе и хочется остановиться подробнее.
Что мешает ребенку развивать способности
- неуверенность в своих силах;
- неумение справляться с отрицательными эмоциями;
- неправильный подход родителей к системе оценок;
- неосторожные высказывания взрослых в адрес ребенка.
Как поддержать в ребенке творческое начало
Удивление и стремление к познанию – первооснова творчества. Не показывайте своим видом, что вам надоели бесконечные «зачем?» и «почему?»; терпеливо и доброжелательно отвечайте на вопросы ребенка, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы; часть вопросов может оставаться не отвеченной («на потом»), над другими ребенок должен подумать сам, а над чем стоит поискать ответ вместе.
Адекватная самооценка ребенка помогает ему верить в свои силы. Выражайте свои чувства к ребенку открыто, всем видом показывая, что вы его любите таким, какой он есть (любовь не зависит от плохого поведения, достижений и пр.); помогите ребенку правильно оценивать себя и свои поступки, выражайте недовольство отдельными действиями, а не личностью в целом; если вы сами верите в способности ребенка, в то, что он может стать лучше, сделать лучше, то и он поверит в себя.
Суть поведения родителей – поддержка и дисциплина. Относитесь к творческим начинаниям малыша с симпатией и теплотой; проявляйте терпимость к «странным» идеям ребенка, просто дайте понять, что вы ПОКА не знаете, как их применить; поддерживайте стремление к творчеству ненавязчиво, развивайте самостоятельность в выборе цели и стремление достичь ее.
Для творчества нужен простор и яркие впечатления. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел; выделите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения; снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий, берите его в поездки по интересным местам.
Творческий пример взрослого всегда заразителен для ребенка. Не бойтесь быть «не как все», проявляйте свою собственную индивидуальность; не важно, разведете ли вы цветы, будете готовить изысканные блюда или вышивать – делайте это с увлечением; творите вместе с ребенком (важно даже не ЧТО, а КАК! – с удовольствием), это не менее важно, чем специальные занятия.
Категорически нельзя
- неодобрительно или насмешливо высказываться о творческих попытках ребенка;
- унижать, сравнивать с другими детьми и давать понять, что малыш хуже других;
- излишне строго и требовательно относиться к ребенку, или наоборот допускать вседозволенность и распущенность.
И помните – главные враги любого таланта: безделье, скука, телевизор и компьютер! Для дошкольника безделье и скука – явления нехарактерные. Время просмотра мультфильмов и игры в компьютере должны быть строго ограничены, использование телевизора в фоновом режиме недопустимо!