Ответственность за воспитание ребенка всегда лежит на родителях. Они как художники – что нарисуют, то и увидит мир. Каждый родитель желает своему ребенку только лучшего, поэтому, едва заметив в своем чаде задатки чего-то нехорошего, мама и папа сразу начинают активно это искоренять. Сегодня мы поговорим о таком детском пороке, как жадность. Почему дети часто жадничают, и что родители могут предпринять, чтобы вырастить своего малыша добрым и открытым?
То, что называют жадностью, периодически проявляется в каждом маленьком ребенке: с кем-то не поделился игрушкой, с кем-то конфеткой, но в детском возрасте это качество не постоянно, потому что, по сути, не свойственно малышам. Обычно жадность появляется в определенной ситуации и по определенной причине, а взрослые порой путают ее с проявлением детского характера и приступают к мерам пресечения.
Кто-то ругается на ребенка, кто-то силой забирает у него то, чем он делиться не желает, а кто-то даже применяет физическое воздействие. Но все эти методы абсолютно не верны. На самом деле под «жадностью» ребенка может прятаться уйма детских потребностей, желаний и реакций. Главное здесь понять, что в определенный возраст ребенку можно и иногда даже нужно побыть немного жадиной.
Когда жадничать допустимо?
У грудных деток чувство собственничества не развито. В основном они совершенно спокойно реагируют, если другой ребенок возьмет поиграться с их погремушкой или бутылочкой. А вот в полтора года начинают проявляться первые задатки жадности, поскольку лет до трех понятие свое и чужое у ребенка не сформировано, и все, что он видит перед собой, в его понимании принадлежит лишь ему. И не спешите его в этом переубеждать!
В это время малыш учится быть самостоятельной единицей, отдельной от мамы, что означает начало весьма серьезного этапа его психологического развития. Кроха с удивлением и радостью осознает, что оказывается у него есть свой собственный мир: своя кроватка, коляска, бутылка, игрушки, посуда…Это большая добыча для маленького человечка, и охранять ее он будет всеми силами.
Задача родителей в этот период – поддержать! Поддержать в том, что у него есть право не делиться тем, что принадлежит ему, если он этого не хочет. Вам необходимо вселить в ребенка уверенность, что он может распоряжаться своими вещами по своему усмотрению. Не бойтесь вырастить из ребенка эгоиста, ими становятся по другим причинам.
К трем годам ребенок учится отказывать. Если его этому не научить, в будущем ему придется тяжело, ведь неумение говорить «нет» может в дальнейшем негативно отразиться на общении с людьми, которым он будет во всем потакать. Здесь важно умение четко придерживаться границ: отличать просто отказ от жадности.
Лет после трех начнется следующий этап развития и становления личности, когда на передний план выйдет общение, а личные вещи являются предметом, с помощью которых это общение можно завоевать. К карапузу приходит осознание того, что делясь с кем-то чем-то своим, можно расположить к себе, а жадничая – наоборот – настроить против себя. В школьном возрасте проявление жадности говорит о внутренне дисгармонии в жизни ребенка и свидетельствует о пробелах в воспитании.
Каковы причины детской жадности?
Чтобы избавиться от жадности, для начала нужно понять, откуда она берется. Обычно жадность возникает по следующим причинам:
— ревность (в основном к младшим братьям или сестрам): если брату или сестричке родители уделяют больше внимания, другой малыш, обидевшись, первым делом проявляет агрессию и жадность по отношению к тому, кому, по его мнению, ласки достается больше
— повышенная занятость родителей ребенка: когда малышу не хватает родительского тепла и заботы, а проявление внимания карапуз воспринимает как нечто очень редкое и ценное, закономерным, но неправильным следствием такой ситуации становится появление жадности
— избыток родительского внимания: как это ни странно, чрезмерно залюбливать и потакать ребенку во всем тоже не стоит, поскольку, исполняя каждый его каприз, в итоге родители растят маленького эгоиста. В дальнейшем кроха просто не сможет понять, почему раньше можно было все, а сейчас нет.
— застенчивость и стеснительность: если малыш очень нерешителен в общении с другими детьми, а игрушки – его единственные «товарищи», понятное дело, расставаться с ними по доброе воле он вряд ли захочет
— чрезмерная бережливость: если ребенок очень трепетно относится к тому, чтобы его игрушки никто не ломал и не терял, он с неохотой будет позволять другим детям играть в его «сокровища»
Как бороться с детской жадностью?
Давайте обсудим практические рекомендации, которые помогут родителям научить своего ребенка делиться с другими детками.
— Важно с детства прививать ребенку доброту и желание делиться на собственном примере: помогайте нуждающимся, кормите вместе с ребенком бездомных животных, всегда делитесь с малышом чем-то – будь то булочка, кусок фрукта и т.п., разделяйте домашние обязанности и время отдыха. Если ребенок с детства будет видеть, что родители добры к окружающим, к нему самому, то же захочется делать и ему.
— Не торопитесь удовлетворять все капризы своего ребенка: обычно детки всегда хотят себе чью-то игрушку, яркую, красивую и интересную, именно такую, как у другого карапуза, и требуют ее сию же минуту. Но не стоит тут же кидаться по магазинам в поиске очередной безделушки, постарайтесь объяснить ребенку, что не все и не всегда можно купить, важно ценить чужой труд, а завидовать нехорошо. Пробуйте научить малыша общаться так, чтобы другой ребенок дал ему поиграть со своей игрушкой, а он ему взамен дал что-то свое.
— Не ругайтесь и не кричите на ребенка: для начала научитесь отделять истинную жадность от желания защитить свою территорию и собственность, о чем говорилось ранее. Ни в коем случае не стоит с криками забирать игрушку, которой не захотел делиться ваш ребенок, против его воли и отдавать плачущему товарищу. Для вашего малыша это будет означать предательство. Постарайтесь просто и спокойно объяснить ребенку, почему важно делиться. Попробуйте сделать так, чтобы он сам захотел дать поиграть в свою вещицу. Для любого дела важная мотивация.
— Не манипулируйте ребенком: не стоит говорить ребенку, что если он такой жадина, то «дружить» вы с ним больше не будете. В подобной ситуации любящий маму малыш будет готов на все, лишь бы мама снова поиграла с ним и приласкала. В итоге — воспитательная цель не достигнута, а жадничать малыш если и перестанет, то просто от страха, а внутри начнет расти неуверенность в себе.
— Не стыдите малыша прилюдно: ругаясь на ребенка на публике, вы можете вырастить человека, который будет зависеть от мнения окружающих. Но ребенок не должен переживать, что о нем подумают другие. Он должен быть честен в своих мыслях и поступках сам перед собой и делать что-то исходя из своего воспитания, а не потому что кто-то что-то подумает или не подумает.
— Готовьтесь к походу туда, где будут другие дети, заранее: берите с собой в гости к другим малышам игрушки, которыми вашему ребенку будет не жалко дать поиграться, и он не очень расстроится, если кто-то, допустим, случайно сломает какую-то его вещь. Учиться делиться все равно придется, пусть лучше это происходит путем тренировки на тех игрушках, с которыми в случае чего ребенку будет не так жалко расстаться.
— Научите ребенка ориентироваться во времени: если ваш малыш очень переживает, что его игрушку не вернут или сломают, вместе определите время, в течение которого другой ребенок может поиграться с игрушкой вашего чада. Пусть кроха сам решит, дать свою вещь на 5 минут или на 25.
— Учите ребенка быть честным: если ваш малыш прячет свои игрушки за спиной, а чужими играет с удовольствием, обязательно объясняйте ему, что так делать нехорошо и нечестно. Рассказывайте ребенку о радостях обмена игрушками с другими детьми, о том, что с добрыми детишками всегда приятно общаться и играть, их с радостью берут в компанию.
— Хвалите малыша за проявление доброты: каждый раз, как ваш малыш поделится с кем-то или поможет товарищу, обязательно хвалите его. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он делает добрые дела.
— Учите ребенка уважать чужое мнение и пространство: объясните своему малышу, что если его друг не хочет делиться своими вещами, это его право и его нужно уважать. Если ваш ребенок, допустим, хочет покататься на своем велосипеде во дворе и делиться ни с кем не планирует, захватите с собой те игрушки, за которые малыш в случае чего волноваться не будет и сможет спокойно поделиться с другими детками.
— Дайте ребенку время насладиться новой игрушкой: важно осознавать, что недавно купленная ребенку вещица принадлежит только ему и пока он вдоволь с ней не наиграется, не стоит заставлять его делиться ей с кем бы то ни было. Когда игрушка ребенку приестся, тогда можно будет брать ее с собой на прогулки или в гости.
Закладка моральных ценностей у ребенка формируется до 4-5 лет. Потом бороться с трудным характером малыша будет уже очень сложно. Поэтому постарайтесь обучить ребенка всему самому хорошему и искоренить недостатки именно в это время.
Помните, что в определенном возрасте жадность – нормальное явление. Со временем, если мама с папой станут для ребенка хорошими учителями, она пройдет самостоятельно, нужно лишь запастись терпением. Подрастая, малыш оценит положительную отдачу от хороших поступков, а одобрение и поддержка родителей закрепят в нем уверенность в том, что он действует, как надо.
Мамы, мой сын Илюша до сих пор жадничает, не дает играть своими игрушками никому. Даже до слез дело доходит.. А самому хочется поиграть чужими игрушками и может подойти взять или отнять, что ему нужно, а если не дают заплакать… Я по этому поводу чувствую неловкость. Уже и объясняла ему по-разному, что игрушками надо делиться, помогите
тут не знаешь, где золотая середина. У нас сын наоборот последнюю рубаху отдаст, такой размазня. Игрушки ему покупаем хорошие, дорогие, а он раздает на право и налево. Дети начали пользоваться, говорят ему, что если не принесет и не подарит, то дружить с ним не будут. Я его учу, что дружить надо не за игрушки, а толку мало, как вот тут быть? А то, что ваш жадничает, так это возраст у вас такой, потом должно пройти, хотя у нас альтруизм не прошел.
где-то читала, Что не очень и надо настаивать на том, чтобы он делился. Если хочет дать поиграть сам, то пусть. А если до истерик, то не нужно настаивать. Еще пример был приведен, что типа "вам же тоже не хочется давать поносить любимое платье или блузку кому -то, почему ребенок должен отдавать свою любимую игрушку."
А слишком добрым и все раздавать тоже плохо, во взрослой жизни этим люди могут пользоваться в корыстных целях.
Насколько помню себя в детстве — бабушка просто постоянно путём внушения доводила до меня простые истины….,Они заседали в мозг и каждый раз активировались при возникновении определённых ситуаций…,
..Подобную методику применяю по отношению к своим детям до сих пор…..:-)
У нас тоже кстати сейчас такое появилось, я тоже в шоке, если выносим наши игрушки и кто-то берет все- ноет, просит чтобы я забрала, сама боится.И уже никакой игры она глаз да глаз за своими игрушками, вся нервничает переживает. Не думала что так рано может это проявляться
Подскажите книжку, смысл бы которой рассказал мальчику 2 года и 9 мес, что жадничать не хорошо.
Ситуация следующая, родился у него младший братик, которому сейчас 6 месяцев, и которого уже начали интересовать игрушки. Старший ничего не дает, слушать ничего не хочет, настроен категорически, никакие разговоры на него не действуют. Confused
Мальчик очень любит читать, так вот, может через книжку донести до него, что нужно делиться игрушками и всем другим. На ум ничего не приходит кроме "два жадных межвежонка", но там совсем другая ситуация. Может есть книжка о двух братьях? Вообщем такая проблема..
Книжка — серия "школа семи гномов, 3-4 года." Я не буду жадным
Но, мне кажется, эту проблему нужно решать не книжкой
В какой-то степени поведение вашего старшенького понятно, у каждого человека должно быть что-то свое. И у вас ведь, наверняка, есть вещи, которыми бы вы не хотели делиться даже с близкими людьми. Потом у него возраст такой, когда ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, изучает и учится защищать свои границы. Это неизбежный этап взросления. Попробуйте с ним просто поделить игрушки, пусть какие-то из них будут изначально общие, какие-то можно будет иногда давать брату, а какие-то будут только его, это ведь тоже очень важно. О жадности, как таковой говорить рано, но это не значит, что об этом не нужно говорить с ребенком. Читайте книжки, обсуждайте поведение персонажей, хвалите его, когда он чем-то делится с братом или вами. Показывайте своим примером, как можно быть щедрым.
Ребенок имеет право не давать свои вещи всем желающим. Нельзя настаивать на том, чтобы он отдал собственную вещь. Учить делиться и играть совместно — нужно, а вот заставлять отдать все по желанию другого — нет.
Я согласна с психологами,и всегда придерживалась такого мнения,что ребенок не обязан делиться СВОИМИ игрушками. И ребенка можно понять,ему купили ,а он должен отдать поиграться другому…. Всегда примеряю эту ситуацию на взрослых: дай мне покататься на твоей машине! не жадничай..pardon.gif Но и брать чужое не разрешала без спроса. Или меняйтесь, или не бери вообще чужое.
Мой тоже не дает свои игрушки и не берет чужие. Но если вдруг кто-то взял его игрушку, я научила его что забирать нехорошо) он поплачет и перестанет, но чужие ни за что не возьмет. Играет только своими и меняться тоже не хочет. Такой вот возраст, но это еще от характера зависит) Я ничего в этом особенного не вижу.