Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас. Вообще развитие речи имеет две направления: активное, подразумевающее процесс говорения, и пассивное – понимание речи. Пассивная речь, как правило, опережает активную. До определенного момента число понимаемых ребенком слов намного превышает число активно употребляемых, но зачастую у некоторых деток этот период значительно затягивается.
Бывают случаи, когда до 2,5-3 лет ребенок упорно молчит, при этом развиваясь абсолютно нормально, а есть малыши, которые уже в 1,5 года рассказывают стихи наизусть. Такие существенные индивидуальные различия не дают установить даже примерные нормы речевого развития у детей. Но если ребенок понимает обращенную к нему речь, лепечет на своем языке, а родители создают все необходимые для его нормального роста условия, рано или поздно малыш непременно заговорит. Правда, в силах родителей ускорить этот процесс. Как? Давайте это обсудим.
Многие считают, что речь ребенка формируется из подражания звукам взрослого: повторяя за ними, малыш усваивает речь и таким образом учится разговаривать. Подражание действительно играет роль в развитии речи ребенка, но не является основным методом. Дети могут запросто повторять слова за взрослыми, но при этом не использовать их в самостоятельной речи, из чего делается вывод, что воспроизведение чужих слов еще не означает появление собственных.
В это же время очевидно, что первые слова у малыша появляются в общении с взрослыми. Но следует понимать, что за каждым словом стоит предмет, а именно его значение. Если предмета нет, сколько с ребенком не разговаривай, первые слова появятся не скоро. Соответственно для успешного речевого развития ребенка необходима потребность в общении с кем-то взрослым и потребность в предметах, которые необходимо называть.
Задача родителей, играя с ребенком, проговаривать все действия и называть предметы своими именами, побуждать кроху просить их и обозначать словами. Без развитой потребности в общении с взрослыми людьми речь сформироваться не может, поэтому общайтесь и играйте с ребенком как можно чаще. Для игр отлично подойдут мячики, кубики, фигурки, пирамидка. Однако, даже не смотря на постоянное общение родителей с детьми, благополучное появление и развитие речи появляется далеко не у всех детишек.
Каковы причины задержки речевого развития детей?
Основной причиной задержки речевого развития у детей в наше время является изменение социально-культурных условий жизни. Большинство родителей из-за занятости на работе и усталости после нее зачастую не успевают уделять время своим детям, вследствие чего ребенок недополучает общения. Главным источником получения впечатлений об окружающем мире для малышей служит такая техника, как телевизоры и планшеты, что крайне негативно влияет на формирование речи у ребенка.
Хотя, сидя перед телевизором, ребенок и слышит речь людей, он не воспринимает ее, как адресованную ему. Дети раннего возраста не вслушиваются в речь с экрана, и соответственно для них она лишь фон. Малышам, только начинающим осваиваться в мире речи, вовсе не безразлично, кто произносит слова и как. Важен не только произносимый звук, но и мимика, внимание, эмоциональная выразительность говорящего. Получить это можно только при живом общении.
Но иногда задержка речевого развития у детей наоборот случается из-за взрослых, а точнее их повышенного понимания лепетной речи малыша. Вместо того чтобы стимулировать ребенка называть предметы правильно, родители зачастую договаривают слова за него, угадывая малейшие желания. Взрослые понимают своего ребенка и то, что он хотел сказать своими ку-ка, бу-бу и т.д., тем самым не давая ему научиться разговаривать нормально.
К тому же многим мамам и папам даже нравится использовать в общении с детьми лепетные слова и выражения, ведь это так умилительно, хотя на самом деле лишь тормозит формирование человеческой речи. Сюсюкать можно только с младенцами, которые не вникают в значение произносимых взрослыми слов. С года использовать в общении с детьми подобную речь крайне нежелательно, потому что если к 3-4 годам ребенок будет все еще говорить детскими словами, впоследствии в его речи возможно появление нарушений, связанных с неполным овладением звуков, их смешением или заменой. В школе такие детки имеют проблемы с правописанием, поскольку пишут так, как слышат.
Достаточно серьезным препятствием для формирования речи ребенка может стать его чрезмерная активность и непослушание. Такие детки очень подвижны, импульсивны, постоянно куда-то несутся, неусидчивы и не реагируют на замечания взрослых. Даже протестуя против чего-то, они кричат или ругаются как бы в пустоту, а не обращаясь к родителям.
Признак отсутствия важных связей с взрослыми также проявляется в желании все делать самостоятельно, не нуждаясь в ком-то старшем как в партнере или образце для подражания. Индивидуальные игры малышей с предметами, безусловно, должны иметь место быть, но они никак не сказываются на речевом развитии, ведь потребность в общении и обращении отсутствует.
Еще одной распространенной проблемой, прямо противоположной предыдущим, является стремительное развитие речи у ребенка. Ее смысл в том, что первые слова ребенок произносит с огромным опережением, и, например, в год и три вдруг начинает говорить развернутыми предложениями, недетскими словами, с правильной дикцией.
Такие детки вызывают огромную гордость у своих родителей, ведь, по их мнению, их ребенок чуть ли не вундеркинд. С малышом начинают заниматься еще активнее, развивать его речь, учить стихам и песням, и он все понимает, с удовольствием слушает и запоминает. Но зачастую случается так, что чуть позднее у подобных детей начинаются проблемы со сном, появляются детские страхи и фобии, заикание, а сами малыши становятся капризными и вялыми.
Это случается потому, что неокрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем потоком информации, который на него обрушился. Ему на самом деле весьма трудно резко перестроиться из младенца во взрослого человека, способного четко вести беседу и запоминать большой объем данных. Гиперактивность, повышенная импульсивность или наоборот вялость, ночные кошмары, заикание – все это свидетельствует об утомлении нервной системы малыша.
Когда надо бить тревогу?
Обычно до трех лет детей, владеющих только лепетной речью, предпочитают не изнурять походами к логопеду, надеясь на то, что ребенок заговорит сам. Но, к сожалению, ожидания оправдываются не всегда, а наверстать упущенное время становится сложнее. Отсутствие квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте приводит к целому ряду речевых нарушений, что, безусловно, сказывается и на успеваемости и на общении со сверстниками, провоцируя трудности адаптации в коллективе и овладении школьной программой.
Влияние речевого недоразвития на процесс становления личности можно значительно ослабить, если начать занятия как можно раньше. Эффект имеет помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, когда как раз идет процесс активного формирования речевой функции. Логопеды не столько корректируют речь ребенка, сколько направляют ее в нужное русло, тормозя негативные проявления и развивая положительную динамику. Итогом занятий должна стать исправление речевого недоразвития до поступления ребенка на обучение в школу. Чем раньше вы обратите внимание на формирование речи вашего малыша, тем эффективнее будет оказана помощь в случае необходимости.
Как помочь ребенку заговорить?
Обращаю ваше внимание, что описанные методы будут приемлемы только для детей с нормальным физическим слухом и двигательной активностью, но имеющих задержку речевого развития.
1. Массаж пальчиков
Движения пальцев рук, которые совершенствовались из поколения в поколение, тесно связаны с развитием речи человека. Выполнение руками все более тонкой и сложной работы способствовало постепенному увеличению площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций рук и речи у людей шло одновременно. Примерно также происходит и речевое становление у ребенка.
Ученые, исследующие деятельность детского мозга и психическое развитие детей, пишут о значительном стимулирующем влиянии функции руки. Поначалу у детей развиваются тонкие движения пальчиков рук, затем возникает артикуляция слогов, и впоследствии все усовершенствования речевых реакций напрямую зависят от натренированности пальцев рук. Данный факт должен непременно учитываться при работе с детьми, у которых речь развивается согласно возрасту и с теми, у кого отмечается задержка в речевом развитии.
Тренировать пальцы рук малыша можно, начиная с 6-7 месячного возраста. В этот период достаточно легких поглаживаний кистей рук, сгибания и разгибания пальцев, слабых надавливаний в направлении от кончиков пальцев до запястья. Массировать пальчики необходимо всего пару минут в день, но ежедневно. Примерно с 10 месяцев следует начать уже более активную тренировку пальцев ребенка. Можно использовать разные приемы, главное, чтобы в движения вовлекалось как можно больше пальчиков и движения были энергичными.
К примеру, давайте малышу рвать бумагу на мелкие кусочки, катать шарики из пластилина или теста для лепки (для этого требуется значительное усилие и задействованы все пальцы рук), перебирать мелкие предметы или крупу (обязательно под вашим присмотром, чтобы малыш не взял ничего в рот и не подавился), нанизывать кольца пирамидки, пользоваться сортером, складывать предметы один в другой.
С полутора лет задача усложняется, становятся существенны силовые отношения. Ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, закручивать и откручивать крышки, играть со шнуровкой, завязывать и развязывать узелки. Отличную тренировку пальцев рук обеспечивают обычные народные игры с пальчиками: Сорока-ворона, Пальчики в лесу, Этот пальчик хочет спать и др.
2. Правильная человеческая речь
Не заменяйте в разговоре с ребенком человеческие слова языком мамочек и нянь, не говорите с ним сокращенными кач-кач, бо-бо, би-би и т.д. Для формирования нормальной речи малышу необходимо слышать правильные слова и звучание. Общаясь с крохой, произносите отдельные слова четко и ясно, стараясь привлечь его внимание к их артикуляции и добиться внятного произношения.
3. Избегание излишнего понимания невнятной речи ребенка
Старайтесь делать вид, что не понимаете малыша, если он общается с вами автономными словами и не достаточно внятно. Создавайте для ребенка речевую задачу, побуждая его называть нужные ему вещи правильно.
4. Зрительный контакт с малышом при разговоре
Дети всегда повторяют за взрослыми. При разговоре ребенку важен зрительный контакт, то, как вы произносите слова, ваша тональность, тембр, артикуляция. Чем четче и яснее будет ваша речь, обращенная к малышу, тем быстрее он сможет понять вас и заговорить сам.
5. Использование простых и понятных слов
Маленький ребенок не способен понять и запомнить очень длинные и сложные словосочетания и предложения, поэтому в общении с детьми важно использовать понятную и простую речь. Желательно говорить короткими фразами: принеси мяч, положи на стол кружку и т.д. Простые фразы легче врезаются в память.
6. Использование медленного потока слов
Ребенку трудно начать говорить, если он постоянно слышит речь взрослых, в которой невозможно выделить что-то конкретное из-за быстрого потока слов. Старайтесь общаться с ребенком на понятном ему языке и произносите слова, обращенные к нему, достаточно медленно, чтобы ему было проще их запомнить.
7. Проговаривание ваших действий вслух
Хорошо, когда с самого рождения родители имеют со своими детьми тесный контакт и постоянное речевое взаимодействие. Рассказывайте ребенку обо всех ваших действиях, будь то готовка или мытье посуды. Но не увлекайтесь слишком сильно, здесь необходим баланс, поскольку есть риск того, что кроха привыкнет к постоянному «заднему фону» и не будет обращать на вашу речь внимание.
8. Чтение книг
Выделите хотя бы 10 минут в день для чтения книг малышу. Выбирайте ярко иллюстрированные книги с короткими текстами. Можете задавать ребенку вопросы по прочитанному, просить показать героев пальчиком, назвать их и т.д. Поддерживайте интерес детей к чтению и не отказывайтесь почитать им, если они приносят вам книгу. Относитесь с терпением, если ребенок просит читать все время один и тот же текст, как говорится, повторение – мать учения. Когда малыш слышит одни и те же слова и объяснения, он быстрее их запомнит и начнет произносить первыми.
9. Прослушивание детских песен и сказок
Детские песни и другие музыкальные произведения весьма полезны для пополнения словарного запаса ребенка и развития его слухового внимания. Старайтесь чередовать медленные и быстрые мелодии. Очень хорошо слушать песни, которые можно сочетать с движениями (например, Е.Железновой), таким образом, тренируется слухо-моторная координация. Здорово, если у мамы или папы есть слух, и он будет петь песни вместе с ребенком. Дети ловят движения губ взрослых, их мимику, что помогает им в итоге запоминать те или иные слова лучше.
10. Ограничение времяпрепровождения перед ТВ и компьютером
Не стоит использовать технику, как средство для успокоения малыша. Зависимость от экрана развивается очень быстро, к тому же это вредно для зрения. Телевизор и гаджеты учат детей не разговаривать, а слушать и молчать, что негативно сказывается на формировании речевых навыков.
11. Стимулирование к играм с эмоциональным контактом
В случае повышенной импульсивности ребенка и нежелании слушать взрослых полезно стимулировать малыша к играм, в которых присутствует эмоциональный контакт: например, ласково погладить кроху по головке, назвать его по имени, показать на пальчиках «сороку-ворону» или поиграть в «ку-ку», ладушки.
Целью является налаживание контакта с ребенком для получения ответной реакции. Укладывайте кукол спать, гладьте и выгуливайте зверушек, собирайте вместе конструктор и постарайтесь сократить игры, в которые ребенок может играться один. Если заинтересованности от ребенка не последует, организуйте на его глазах общую игру с другим человеком.
Допустим, мама и папа могут перекидывать друг другу мячик, при этом радуясь и веселясь. Наверняка малышу захочется присоединиться или занять место одного из взрослых. Очень полезны игры с имитацией звуков животных, трактора, стука и т.д. Подобные игры и занятия отвлекут ребенка от бессмысленной беготни и помогут развить содержательное общение.
11. Свобода от речевых впечатлений
При повышенной нервозности ребенка, связанной с чрезмерной речевой нагрузкой на неокрепшую нервную систему, необходимо обеспечить малышу покой и свободу от излишних впечатлений, прежде всего речевых. Чтобы предотвратить нервозное состояние, необходимо чаще гулять с ребенком на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стимулировать общение с ровесниками и не перегружать новой информацией.
Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что необходимость, а впоследствии и потребность в нормальной человеческой речи может возникнуть только при достаточном общении взрослых с ребенком. Занимайтесь с малышами, и результаты не заставят себя ждать!
Ребенку 2 года недавно исполнилось. Не говорит практически ничего. точнее говорит на непонятном языке, би-би-де, тиц-ати. Итд. Слух проверяли — слышит нормально. Слова понимает, но повторять не пытается, то что нужно показывает жестами. У знакомых уже дети в этом возрасте хоть пару слов но говорили. Логопед сказал что до 3-***** лет детьми никто не занимается. Что делать?
покажите другим логопедам и неврологам.
конечно, до 3-х лет малыш имеет право отмалчиваться, но если вдруг развитие речи все же идет с затруднением, то лучше не мучить человечека, а помочь. нужна консультация специалиста, желательно нескольких
читайте потешки, больше рифм покамест, стройте диалоговую речь — окончания простых стихов (кроткие слова или последние слоги больших слов) в знакомых стихах предостовляйте произностить ребнку. дорожелательность и спокойствие и ваша уверенность — основа успеха. плюс консультация со спецами.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ грамотной речью, внятно, четко, небыстро, комментируйте действия: мы идем купаться, вода теплая, уточка плывет. и пр.
старайтесь быть к ребенку лицом во время разговора — он должен видеть мимику, движения рта, языка.
делайте массаж языка. зубы чистите? ну значит и язык щеточкой слегка массируйте.
пойте, читайте. делайте массаж пальчиков. развивайте мелкую моторику.
есть много упражнений. поищите в инете. сначала ребенок может с неохотой наблюдать за этим. а вы его завлекайте.
мы например упражнение "Мы капусту солим-солим, рубим-рубим, трем-трем, жмем-жмем" на практике показывали — муж давал сыну сделать все эти действия на настоящей капусте.
мы давали катали тесто. пластилин, собирать пуговицы, резать трубочки, мять фольгу-бумагу, перебирать фасоль, геркулес.
телевизор-мультики — табу!
мама должна не только поить, кормить, купать ребенка, но и развивать. это ваша работа. не ждите, а помогите ребенку. вам самой станет легче, когда он будет говорить что же он хочет, что у него болит, почему не идет и пр.
еще мы иногда сына возили куда-то в новые места: море, бабушка, гости к родным.
до 3-4 лет действительно нет смысла заниматься с логопедом. т.к. ребенок еще не может выдерживать такие занятия. я торопилась и нанимала логопеда. в итоге ребенок не хочет заниматься с ней, хотя в самом начале все было хорошо.
а вот в игровой форме он больше учится. посещает сад. нашему 3,6 года и он тоже лепетал, блеял, жестами показывал, мычал. сейчас более менее может изъясниться. но пока еще не расскажет стишок на НГ.
помню он прекрасно знал например кто такая собака, обожал всех собак. потом говорил гав-гав. и сейчас прекрасно выговаривает СОБАКА. хотя в группе в саду даже младшие дети говорят лучше него.
Мою дочку (ей 2 недели назад исполнилось 2) вдруг прорвало: она стала без умолку говорить, считать, петь песни и называть буквы в течение последней недели!))) Причем на двух языках.
А до этого тоже была тишь да гладь… Правда я не очень беспокоилась — видно было, что она все понимает, да и 2 языка одновременно замедляют начало разговорной речи у детей.
Но мы все время с ней разговаривали, читали, мультфильмы обучающие разные… Может, и вашего "прорвет?)))
Как практикующий логопед говорю: до 3 лет не ждите. Это непрофессионально Вам ответилим. Покажите ребёнка неврологу, ЛОРу и стоматологу. Если все скажут, что физиологических проблем нет, то можете и сами заняться: читать книжки, проговаривать по слогам слова, петь песенки, не сюсюкать. Рекомендую пальчиковую и артикуляциооную гимнастику. Успехов!
Не переживайте! У меня ребенок до 3-х лет говорил только би-би, га-га и мама. И книжки ему читала, и детсик песенки и стишки на дисках слушали, ничего не помогало. Врачи говорили, что никаких отклонений нет. А после трех заговорил. Правда не все звуки четко произносил, отдали его в логопедический сад. Стал разговаривать хорошо. Еще покажите ребенка врачу, чтобы посмотрели уздечку.
А вот младшая у меня быстро научилась говорить. Уже в год стала разговаривать, как предложениями. Так что все дети разные.
2 и 10 это не столь критический возраст- каждый ребенок индивидуален, просто постоянно с ней разговаривайте, старайтесь вывести на диалог, вопросы разные задавайте, книжек много читайте и опять же с вопросами. Ну и в коллектив детский отправляйте- садики или кружки развивающие, они друг от друга значительно больше и быстрее впитывают, чем от старших
Я тоже переживательная мама. Все волновалась, что мало говорит. Как только стукнуло 2 года, понеслось со страшной силой. Это как рубеж какой-то был (у нас). А так, все оч индивидуально. Сын после двух стал гоовруном, но заговорил чисто и понятно, а у знакомых девочка в полтора болтала, но во рту каша была, ничего не поймешь.
детский коллектив вам в помощ! садик, клуб, во дворе. упор на мелкую моторику — учите застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, давайте перебирать всякую мелочь — бусины, пуговицы, бисер, любую крупу, фасоль, горох, веревочки, ниточки все ссыпьте в одну глубокую тарелку, пусть перебирает пальчиками, а то и делаййте вместе простые узоры , рисунки из этой всячи.ны