Плюсы и минусы детского сада

Вопрос о том, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад, рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы практически не зависит от уровня дохода или занятости родителей. Каждый из них имеет свой собственный опыт и мнение о плюсах и минусах нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Если маме необходимо выходить на работу, а ребенка при этом оставить не с кем, конечно, ничего не остается, как отправить малыша в садик. Но если выбор есть? Решение нужно принимать взвешенно и обдуманно, суммируя все за и против. С точки зрения таких наук, как педагогика, системно-векторная психология, социология и медицина существуют вполне определенные достоинства и недостатки посещения детских садов. Давайте их обсудим.

 

Сразу хочется отметить, что согласно многочисленным исследованиям, проведенным специалистами различных направлений, в целом нахождение ребенка в детском саду однозначно рассматривается как положительный фактор, необходимый для полноценного воспитания. И с этим трудно не согласиться, ведь с незапамятных времен человек всегда существовал, жил и развивался в коллективе.

Умение правильно контактировать с другими членами общества во многом определяет дальнейшую жизнь человека, начиная с межличностных отношений, важных для социализации личности, построения семьи и отношений, до производственных, имеющих значение для построения карьеры и становления себя. Закладывается умение общаться, безусловно, с самого детства и никакие няньки или неработающие бабушки не дадут ребенку того, что сможет дать опыт посещения детского сада.

Воспитательные и психологические аспекты имеют также неоспоримый вес. Постоянное взаимодействие с детьми и взрослыми, обучение навыкам игры, общения, творчества, гимнастика, режим дня, прогулки и занятия на свежем воздухе – все это ваш ребенок сможет получать ежедневно, находясь в детском садике. Рассмотрим положительные стороны посещения сада более подробно.

1. Общение со сверстниками: пожалуй, главное, что дает детям посещение детского сада – это возможность постоянного контактирования и общения с другими детьми. Никакие прогулки на площадке и гости не сравнятся по степени насыщенности с тем общением, что ребенок получает в саду. Дети учатся играть в ролевые игры не с родителями, а со своими ровесниками. Малыши через дружбу или порой конфликты пытаются взаимодействовать друг с другом, что дает бесценный опыт для дальнейшей жизни.

2. Общение с другими взрослыми: до начала школьной жизни родители, безусловно, остаются главными авторитетами для детей. Но с помощью детского сада ребенок узнает, что кроме мамы и папы существуют и другие взрослые, мнение которых необходимо уважать и к чьим просьбам прислушиваться и выполнять их. Практика такого общения поможет ребенку в будущем избежать проблем при установлении отношений с учителями в школе.

3. Дисциплина: в детском садике дети учатся соблюдать определенные правила и нормы поведения, что, безусловно, идет на пользу их воспитанию. Малыши, особенно избалованные родителями, начинают осознавать, что не все в жизни подчинено их желаниям. В саду воспитатель и распорядок решают, когда ребенку идти кушать, когда спать, а когда гулять и играть. Все это организовывает малыша, дает ощущение уверенности, которое так важно в детстве.

4. Режим дня: взрослые редко когда соблюдают режим дня, хотя на самом деле это весьма полезно для организма. В саду дети едят, спят, гуляют, занимаются и играют всегда в одно и то же время изо дня в день, что положительно сказывается на их росте, развитии и здоровье. Дома организовать режим у родителей получается довольно редко.

5. Самостоятельность: в группе ребенок учится быть самостоятельным, ведь рядом нет мамы или бабушки, которая покормит с ложечки, уложит спать и приберет игрушки. Малыш начинает делать все то, что ему положено по возрасту, в том числе ухаживать за собой: ходить на горшок, умываться, причесываться, одеваться без помощи взрослых.

6. Физическая активность: в садике малыши никогда не сидят на месте за исключением тихого часа и групповых занятий за столом. Они не играют за компьютером или в планшете, не смотрят мультики часами, находясь без движения. В саду обязательна утренняя гимнастика, подвижные игры, в том числе на воздухе, лечебная физкультура, бассейн. Все это оказывает огромную пользу здоровью и развитию ребенка.

7. Хорошие манеры: посещение сада прививает малышам хорошие манеры. Дети учатся здороваться с взрослыми и детьми при встрече, прощаться, обращаться на «вы», благодарить, складывать свою одежду, убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой и после туалета, делиться с другими детьми…Когда это происходит ежедневно, да еще и коллективно, навыки запоминаются очень быстро и доводятся до автоматизма.

8. Творческое развитие: далеко не каждый ребенок в 2-4 года осмелится выйти в центр зала перед другими людьми и рассказать стихотворение или спеть песенку. В детском саду постоянно проводятся какие-то праздники, музыкальные занятия, сценки, танцы и другие мероприятия, в которых дети принимают непосредственное участие и могут показать себя.

Благодаря этому малыши постепенно становятся более активными и раскованными, групповые выступления и громкие аплодисменты придают уверенности в себе и повышают самооценку, что естественно очень важно для формирования личности и становления характера ребенка.

9. Интеллектуальное и умственное развитие: в каждом детском саду обязательно существует программа по развитию и воспитанию детей. С малышами ежедневно занимаются лепкой, рисованием, аппликациями, конструированием, развитием речи, изучением окружающего мира и музыкальными уроками. Конечно, помимо этого хорошо бы закреплять результаты обучения с ребенком и дома или отдать его в какую-нибудь секцию или кружок, но в любом случае сад дает ребенку необходимые для его возраста знания и умения.

10. Подготовка к школе: не каждый родитель обладает педагогическим опытом и достаточным количеством времени, чтобы подготовить ребенка к школе, научить всему необходимому, что должен знать дошкольник. В саду же, как уже было сказано выше, с малышами каждый день занимаются. Сначала проводятся легкие и непринужденные занятия с красками, пластилином или цветной бумагой в виде игр.

А чем старше дети, тем сложнее процесс обучения: ребята учатся считать, вырезать геометрические фигуры, читать, знакомятся с природой и музыкой, тренируют память, запоминая стихи и песни и многое другое. Даже если дома ребенка трудно увлечь какой-то деятельностью, в садике малыш обычно занимается за компанию с другими детьми, берет с них пример. Благодаря занятиям у ребят развивается усидчивость, так необходимая в школе в будущем.

Как видите, плюсов в том, чтобы ребенок посещал детское дошкольное учреждение, не так уж мало. А теперь давайте поговорим об обратной стороне медали.

Каковы минусы детских садов?

1. Частые заболевания: пожалуй, самым главным для родителей минусом детского сада является то, что ребенок начинает часто болеть. Неделя в саду, две дома – обычная практика первого года посещения садика и с этим трудно поспорить. В основном малыши болеют острыми респираторными инфекциями, заразиться которыми в тесном кругу проще простого. Также распространены такие заболевания как ветряная оспа, краснуха, скарлатина, корь.

Но хочется сказать, что такой очевидный факт, как увеличение заболеваемости, на самом деле не такой уж отрицательный. Ведь много инфекционных заболеваний (та же ветрянка и краснуха) в детском возрасте переносятся гораздо легче, а во взрослом могут представлять реальную опасность для здоровья (например, для беременных). Поэтому лучше уж переболеть ими будучи ребенком.

Что же касается респираторных заболеваний, то количество вирусов, их вызывающих, не бесконечно, и каждое перенесенное орз или орви вырабатывает у ребенка иммунитет, благодаря чему в будущем он будет болеть намного реже. Если же частые простуды у малыша сопровождаются осложнениями, сад здесь абсолютно не при чем.

Играет роль тактика лечения, бытовые условия, питание и, безусловно, иммунитет ребенка. К тому же, если ребенок не переболеет вирусными инфекциями в саду, почти наверняка он начнет болеть в школе, а пропустить неделю садика и неделю школы, согласитесь, вещи несопоставимые.

Закаляйте ребенка с рождения, постоянно проветривайте помещение, не кутайте малыша, старайтесь избегать сквозняков, занимайтесь с малышом гимнастикой и физкультурой, приучайте к режиму дня и правильному питанию. Эти профилактические меры позволят снизить риск заболеваемости и укрепить защитные силы детского организма. Кстати, ранее мы уже обсуждали, как быстро повысить иммунитет ребенка.

2. Стресс от разлуки с мамой: большинство детей с рождения и до того момента, как их отдают в сад, проводят все время с мамой или другими близкими родственниками и, конечно, оставшись без них, начинают чувствовать себя эмоционально беззащитными. Для нормального развития детям очень необходима постоянная поддержка, любовь и тепло, чего сад дать не в состоянии, поскольку детей в группе очень много и воспитатель чисто физически не может утешить каждого.

3. Сложная адаптация: как утверждают специалисты, вероятность легкой или тяжелой адаптации к посещению садика — 50 на 50. Есть малыши, которые с радостью бегут в сад на всех парах и чувствуют себя там как дома, а есть детки, для которых каждое утро, когда нужно собираться в садик, оборачивается слезами и истерикой.

Процесс привыкания для каждого ребенка очень индивидуален и может занимать разное время и проходить очень болезненно или совершенно незаметно. Родителям остается только отвлекать малыша и стараться не нервничать. Рано или поздно дети в любом случае привыкают к коллективу, заводят друзей, занимаются интересными занятиями, что стимулирует их на посещение сада.

4. Дефицит внимания: количество детей в группах обычного детского сада варьируется в среднем от 15 до 30 человек и при таком раскладе, конечно, трудно говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Сад – это в первую очередь коллектив. В каждом коллективе бывают лидеры – кто-то лучше рисует, кто-то хорошо поет и т.д.

Но развивать таланты и уделять внимание кому-то одному воспитатель не может. Существует определенная программа, пройти которую должны все дети – и более способные и отстающие. Для воспитателя все дети должны быть равны. Поэтому развитием талантов своего чада должны родители.

5. Нежелательный лексикон: в группах обыкновенного муниципального детского сада собраны дети из разных семей – благополучных и не очень, и естественно в процессе общения дети обмениваются опытом и познаниями о тех или иных сторонах жизни, пополняют словарный запас порой такими словами, от которых родители потом долго отучают своих малышей. Увы, такая практика неизбежна: рано или поздно все через это проходят. Научить плохому может и соседский мальчик во дворе.

6. Изменения в поведении: новые особенности в поведении малыша начинают проявляться уже в первые несколько месяцев посещения сада. Ребенок сталкивается с отличной от домашней системой воспитания и не всегда может адекватно реагировать на изменения, поскольку самоконтроль у него еще недостаточно развит.

Часто дети становятся более агрессивными, высказываются в повелительном тоне, замахиваются, дерутся. Родителям стоит относиться к этому спокойно, просто давая понять ребенку, что в семье так себя вести не принято. Постепенно малыши успокаиваются и перестают применять меры воспитания в саду в домашнем общении. Если же ребенок продолжает проявлять агрессию, к проблеме надо подойти серьезнее. Помогут справиться с ситуацией советы о том, как отучить ребенка драться.

7. Проблемы с питанием: мало кто кормит детей такой же пищей, которую подают в саду: молочные супы, манка, пшенная каша, зеленый горох…Поэтому новая еда и ее подача – это то, к чему малышу придется привыкать. Со временем детки начинают кушать всю еду, которая входит в меню детского сада, но стресс от нововведений никто не отменял.

Итак, что же нужно делать волнующимся за своих чад родителям? Главное – видеть плюсы, но и не игнорировать минусы. Стараться наладить отношения с воспитателем и принимать активное участие в жизни своего ребенка и непосредственно в деятельности по обеспечению комфортного нахождения малыша в детском саду.

 

Быть чутким и внимательным к тому, что ребенок рассказывает о детском садике, прислушиваться к его тревогам и переживаниям. Вовремя реагировать на неадекватное поведение персонала сада, если такое будет замечено. Детский сад – это большой опыт и пусть у вашего ребенка он будет только положительным!

Блог мамы-врача
Комментариев: 12
  1. Катя

    Всем привет. Сегодня была с дочей в бэйби-клубе, разговорились с одной из мамаш,
    у меня между делом проскользнуло, что мы через год идем в сад, сейчас нам 1,5.
    она сказала, что об этом вообще даже еще не думала (ее ребенку 2,5),
    что если есть возможность лучше ходить на всякие развивающие занятия и кружки.
    Там общение с детьми и общее развитие тоже есть.
    в саду группы по 26 человек, и где еще найдешь воспитателя хорошего, чтоб любил детей,
    и вообще 1 раз сходит ребенок, потом 2 месяца болеет.
    Вспомнила себя в детстве, как ненавидила детский сад, сидела вечно и ждала, когда меня заберут.
    И вот задумалась, может быть она права?

  2. Деловая

    Ни в одном кружке, ни на одной площадке ребенок не получит такого опыта социализации, как в саду. А по поводу болячек… Да, в первый год они болеют часто, идет адаптация. Но на следующий у же таких проблем нет. И конечно, максимум зависит от воспитателя. Мы с сестрой, например, очень любили в сад ходить. По этой причине нас забирали одними из последних — мы не хотели уходить. Когда я своего первый год водила, у нас была офигительная воспитательница! Потом мы сменили сад — воспиталки не понравились, но ходили мы туда всего полгода. Потом пошли в третий (нам в логопедический путевку дали) — воспитательницы очень хорошие.

  3. Лолита

    считаю что важен общий интерес.
    не вижу смысла в саду, кроме как если родителям некуда просто деть ребенка. Для этого сад действительно нужен. А если есть кому заниматься ребенком дома — то нафиг он…

  4. Fermata

    кружки, развивающие центры, играет во дворе с ребятами — здесь всегда присутствует контакт со взрослым, то есть рядом мама ребенка, мамы других детей, которые на основе своей родительской позиции часто вмешиваются в диалог и тем более конфликт детей, решая их своим методом. В саду, мне кажется, обстановка жизни в коллективе способствует обучению самостоятельному решению конфликтов, ведению диалогов, самореализации и т.д.
    Мы еще не ходим в сад — еще не дали, а в частном саду тоже мест пока нет, так что у меня пока нет опыта нахождения собственного ребенка в саду. Может быть, моя точка зрения потом изменится ))) Но сейчас я бы хотела отдать дочь в сад — я вижу, что общения и навыков поведения ей не хватает именно со сверстниками (кроме родителей, еще полный набор бабушек и дедушка)

  5. Мама

    Когда ребенок не садовский — это совсем другое дело! У меня брат был таким, до школы просидел с бабушкой и дедушкой, но у него тоже были проблемы в школе с адаптацией, так что считаю, что все же надо таким детям сад, но не полный день, а допустим на 3 часа, и не обычный сад, а частный, для начала с мамой, нго ребенок должен привыкнуть к тому что мама не всегда будет под рукой. адаптация должна иметь место и кружки и группы развития в этом точно не помогут -это я со своим сыном прошла, да орал в саду первое время, но как только перевели на полный день все прошло, в сад стал ходить с удовольствием.

  6. Натали

    У меня все дети в сад ходили, но настолько по-разному. И, что показательно, дочь, которая любила сад, в школу пошла с неохотой. А сын, который ходил в сад, только потому что деваться некуда (ненавидил его всей душой), в школу четвертый год летит, как на праздник.
    Поэтому как сложится школьная жизнь, притирка зависит от личностных качеств ребенка и его готовности. Сад — это необходимость для детей работающих родителей и развлекаловка для детей, которым это нравится. В остальных случаях он не нужен.

  7. Жанна

    Добрый вечер! У меня к Вам вопрос, очень для меня актуальный. Стоит отдавать ребенка в детский сад в 3 года или подождать лет до 5ти? Сейчас с сыночком сидит няня, т.е. острой необходимости, вроде, в посещении детского сада нет. С другой стороны ребёнку нужно общество сверстников ….. И опять же, болезни во время адаптации….. Короче, я совсем запуталась)))

  8. ЖелезнаяЛеди

    Вам решать;)
    кто,как не Вы , знаете своего ребенка?:)
    Но если решитесь,будьте готовы к реву и что его от Вас будут "отдирать" по приходу в сад.
    p.s. я в ГКП вожу с 2 л.

  9. Тиана

    В принципе в 3 года он легче привыкнет, чем в 5, там ему будет уже тяжелее влиться в коллектив сверстников, могут быть проблемы в общении, если до 5 лет сидел дома наедине с няней.

  10. Таня

    Я бы отдала! Правда очередь наша со старшим подошла только в 5 лет, но мне было все равно, потому что сидела в декрете с мелким. Пришел мой пятилетка в группу, как с другой планеты, правда сейчас уже адаптировался.

  11. Рената

    Советовать не буду, скажу как было у нас: няня как сидела, так и сидит. Садик и мой график работы несовместимы. Я уезжаю, когда садик еще закрыт, и приезжаю домой не раньше 20-00, а то и к 21-00. Потом опять же адаптация: поначалу мы неделю ходили, две болели. Мне бы столько больничных "не простили" на работе. Но у нас изначально планы были на второго, поэтому мы няня свою берегли. А сейчас с третьей сидит. Старшая в школе, средний в саду. Первоклашку тоже лучше если кто-то дома, т.к. и обед погреть надо, и напомнить про кружки и развивашки.

  12. Ирина

    В пять лет если отдать, то ребетенок может не успеть адаптироваться в плане болячек. Плюс общение со сверстниками ему скоро будет необходимо. Отдайте в садик в 4 годика, если сомневаеетесь. По мне в пять — это поздновато. И еще, садит очень хорошо развивает самостоятельно.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: